О некоторых правах пассажиров автобусов

К беде ведет не то, что вы чего-то не знаете, а, наоборот, ваша уверенность в наличии у вас знаний, которые на самом деле не соответствуют действительности.​

Марк Твен

Правовая основа:

1. Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав).

2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Закон РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»).

4. Постановление Правительства России от 01 октября 2020 г. № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила перевозки пассажиров).

5. Областной закон от 30 мая 2014 г. № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области».

6. Постановление Мэрии г. Архангельска от 31 декабря 2015 г. № 180 «Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

7. Решение Архангельской городской Думы от 20 сентября 2017 г. № 559 «Об утверждении Правил пользования автомобильным транспортом, осуществляющим перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

С уверенностью можно сказать, что автобусные перевозки являются наиболее распространённым видом перевозок, что в первую очередь обусловлено необходимостью для граждан добираться на работу или учебу, а также доступностью данного вида транспорта с точки зрения цены и организации транспортных систем.

Однако в процессе использования данного вида транспорта пассажиры довольно часто сталкиваются с небрежным отношением со стороны водителей и кондукторов, ввиду чего возникают вопросы, связанные с тем, правомерны ли действия указанных лиц. Далее разберём некоторые наиболее часто встречающиеся проблемы, возникающие в ходе перевозок пассажиров общественным транспортом.

Автобус не остановился на нужной остановке: правомерно ли?

Насущной для жителей г. Архангельска является ситуация, при которой автобус, следующий по маршруту регулярных перевозок, проехал мимо остановки, не высадив пассажиров и (или) не предоставив другим гражданам возможности зайти в автобус. В связи с чем возникают вопросы о том, прав ли в данной ситуации водитель, проехавший мимо?

Пункт 3 статьи 19 Устава закрепляет, что регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

При этом, согласно пункту 4 указанной статьи остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Аналогичная норма содержится также в пункте 7 Правил.

На муниципальном уровне данная обязанность водителя нашла своё отражение в Решении Архангельской городской Думы от 20 сентября 2017 г. № 559 «Об утверждении Правил пользования автомобильным транспортом, осуществляющим перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

В частности, в указанном акте отмечается, что водитель обязан осуществлять остановки для посадки и высадки пассажиров во всех остановочных пунктах, предусмотренных схемой маршрута.

Таким образом, остановка транспортного средства в конкретном месте зависит от вида регулярные перевозки пассажиров и того, каким образом региональное законодательство регулирует вопрос с ведением реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Как узнать, является ли остановка в данном пункте обязательной?

Для этого необходимо ознакомиться с актом, которым утверждены соответствующие маршруты транспортных средств.

В г. Архангельске данному вопросу посвящено постановление Мэрии г. Архангельска от 31 декабря 2015 г. № 180 «Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск».

В указанном документе четко регламентированы наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту и определён порядок посадки и высадки пассажиров.

Например, для автобуса с порядковым номером маршрута № 1 (ЖД вокзал - ул. Кедрова) порядок посадки и высадки пассажиров предусмотрен только в установленных остановочных пунктах, которые также предусмотрены указанным постановлением: Авиакассы, Тимме-Воскресенская, к/т "Русь", Роддом им. Самойловой, Рембыттехника, Урицкого-Обводный, Гимназия N 21, ул. Урицкого (в обратном направлении), САФУ (в прямом направлении), МР вокзал, Театр кукол, ул. Поморская, Театр Драмы (в обратном направлении), Петровский парк, пл. Павлина Виноградова, ул. Логинова, ул. Гайдара, ул. Шубина, ул. Суворова, ул. Комсомольская, пл. Предмостная, МЖК Соломбала (в прямом направлении), ул. Таймырская (в обратном направлении), Красная Кузница, ул. Краснофлотская, пл. Терехина, ул. Челюскинцев, СМЗ.

Соответственно, если водитель транспортного средства, следующего по указанному маршруту, не остановился на одной из предусмотренных остановок, следует считать, что им нарушены утверждённые Правительством России Правила перевозки пассажиров.

Вместе с тем как таковая ответственность за игнорирование водителем транспортного средства остановки в законодательстве отсутствует, в связи с чем единственной мерой воздействия на водителя, нарушающего права пассажиров, является направление жалобы его работодателю, в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области и администрацию муниципального образования (в рамках муниципального контроля в отношении муниципальных маршрутов) или в министерство транспорта Архангельской области (в рамках государственного контроля (надзора) в отношении межмуниципальных маршрутов).

Кто осуществляет контроль?

Пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что оценка соблюдения обязательных требований в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляется в рамках

- федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

- регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

- муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

Указанный муниципальный контроль осуществляется отраслевыми органами местных администраций муниципальных образований.

Кого и за что могут высадить из автобуса?

Основным случаем, когда лицо могут высадить из общественного транспорта, является безбилетный проезд или отказ в приобретении билета. Об этом говорится, в частности, в пунктах 17 и 21 Правил: «Лицо, отказавшееся от оплаты проезда, и (или) от оплаты перевозки следующих вместе с ним детей, и (или) от оплаты перевозки багажа и (или) провоза ручной клади, обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним».

Помимо этого статья 5.1 областного закона от 3 июня 2003 г. № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за нарушение порядка оплаты пассажиром проезда, провоза багажа и ручной клади на автомобильном транспорте общего пользования. Сумма штрафа за совершенные правонарушения составляет 100 рублей.

При этом далеко не в каждом случае безбилетного проезда водитель имеет право высадить пассажира из автобуса. В частности, с недавнего времени запрещена высадка лиц, не достигших 16 летнего возраста, при неоплаченном проезде.

Участившееся распространение в СМИ сведений о случаях высадки из общественного транспорта детей-безбилетников вызвало бурную реакцию общества на указанные действия и отсутствие правовой регламентации данного вопроса.

Ввиду чего в целях защиты в первую очередь жизни и здоровья несовершеннолетних лиц законодателем были предприняты меры, связанные с обеспечением запрета на высадку детей-безбилетников: с 7 марта 2021 г. вступили в силу изменения, запрещающие высаживать детей-безбилетников из общественного транспорта.

Так, пункт 2.1 статьи 11.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) установлено, что в случае принудительной высадки из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, и если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, на водителя может быть наложен штраф в размере пяти тысяч рублей, а на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

При этом, если ребенок едет в сопровождении совершеннолетнего лица, и они не платят за проезд, то они, аналогично с лицами, указанными в пунктах 17, 21 Правил, должны покинуть транспорт на ближайшей остановке.

Практика, связанная с привлечением водителя или должностного лица к ответственности за принудительную высадку лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, по причине недавнего вступления приведённой нормы в законную силу отсутствует.

Однако суды, рассматривая споры, связанные с признанием приказа работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности незаконными (касается решений, вынесенных до вступления в силу статьи 11.33 в новой редакции), косвенно признавали принудительную высадку лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, незаконной.

Из судебной практики:

Так, Симанова Р.Ш. обратилась в суд с иском к Глазовскому филиалу АО «Удмуртавтотранс» о признании приказа незаконным, компенсации морального вреда, обосновав свои требования тем, что работает в Глазовском филиале АО «Удмуртавтотранс» кондуктором. Приказом № 118 от 06.12.2018 года к ней незаконно применили дисциплинарное взыскание в виде снижения размера премии за ноябрь 2018 года на 10 % ввиду того, что истец допустила проезд одного безбилетного пассажира. В данном приказе не указано, что данный пассажир был несовершеннолетним ребенком. Ребенок не был высажен с автобуса ввиду того, что на улице было зимнее время года. Считает приказ о применении дисциплинарного взыскания незаконным, поскольку на момент обилечивания мальчик не мог найти деньги в кармане. Ребенок не был высажен из автобуса в связи с отсутствием у него денежных средств на основании письма Глазовской межрайонной прокуратуры о запрете высадки несовершеннолетних детей из общественного транспорта, которое было доведено до всех кондукторов, о чем расписывались в ведомости.

Удовлетворяя требования Истца, суд указал, что, решая вопрос об уменьшении размера премии работодателем должны быть установлены обстоятельства неисполнения либо ненадлежащего исполнения работником своих должностных обязанностей, определенных трудовым договором и должностной инструкцией, должна быть установлена вина работника. В свою очередь, сведений, на основании которых Ответчик при установленных обстоятельствах, пришел к выводу о неисполнении истцом должностных обязанностей, не представлено.

Таким образом, при установленных обстоятельствах и наличии причин, объективно исключавших надлежащее исполнение Истцом своих должностных обязанностей, суд пришёл к выводу об отсутствии у Истца вины в ненадлежащем исполнении своих трудовых обязанностей.

(Решение Глазовского районного суд Удмуртской Республики № 2-508/2019 от 6 мая 2019 г. по делу № 2-508/2019).

Как быть, если терминал в автобусе не работает?

В соответствии с частью 1 статьи 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отсутствие в транспортном средстве терминала либо его неисправное состояние не освобождают перевозчика от обязанности заключить с пассажиром договор перевозки.

В таком случае пассажир, реализуя своё право на выбор формы расчетов с перевозчиком, готов оплатить проезд, имеет для этого возможность, в то время как перевозчик не исполнил обязанность, предусмотренную законодательством о защите правпотребителей и не обеспечил возможность для такой оплаты. Следовательно, услуга должна быть оказана без взимания платы.

Может ли водитель автобуса, объезжая «пробку», изменить маршрут следования транспортного средства?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 7 областного закона от 30 мая 2014 г. № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области» водителям автобусов при осуществлении регулярных автобусных перевозок запрещается выполнять регулярные автобусные перевозки:

- по неутвержденным межмуниципальным (муниципальным) маршрутам;

- с нарушением схем межмуниципальных (муниципальных) маршрутов и (или) расписаний регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным (муниципальным) маршрутам;

- при отсутствии карты межмуниципального (муниципального) маршрута;

В случае самовольного отклонения водителя от установленного маршрута нарушаются право пассажира на получение услуги надлежащего качества, право на то, чтобы оказанная услуга не причиняла вред имуществу потребителя (статья 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»), поскольку несогласованное изменение маршрута может привести, например, к необходимости траты дополнительных средств, чтобы добраться до места назначения ввиду пропуска необходимой остановки; к опозданию на работу, поезд, самолет и пр.

Как и в случае пропуска водителем остановки, предусмотренной Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок, таковая ответственность за самовольное изменение водителем транспортного средства маршрута в законодательстве отсутствует, в связи с чем единственной мерой воздействия на водителя, нарушающего права пассажиров, является направление жалобы его работодателю, в местную администрацию (в рамках муниципального контроля в отношении муниципальных маршрутов) или в министерство транспорта Архангельской области (в рамках государственного контроля (надзора) в отношении межмуниципальных маршрутов) или в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области.

В случае возникновения убытков, связанных с такими действиями водителя, возможно также предъявление искового заявления к работодателю (перевозчику).

Из судебной практики:

Работодателем в отношении водителя автобуса регулярного маршрута Федешова Ф.Ф. был издан приказ, в соответствии с которым за совершение дисциплинарного поступка ему был объявлен выговор, а также за март 2014 годаработодатель лишил его производственной премии. Обоснованием указанных дисциплинарных взысканий явилось нарушение п. 4.7 Должностной инструкции водителя автобуса городских маршрутов, а именно: не имея на то уважительных причин, не поставив в известность руководство предприятия, водитель самовольно отклонился от маршрута, не доехав до конечной остановки, продолжив движение от остановки, предшествующей конечной, что было зафиксировано навигационной системой.

Работник указанные действия работодателя посчитал незаконными и обратившись в суд просил об отмене приказа, взыскании с работодателя недополученной премии, возмещения морального вреда, обосновав это тем, что при издании распоряжения работодатель не учел всех обстоятельств, при которых Федешов Ф.Ф. был вынужден произвести разворот автобуса не на конечной остановке, а на предпоследней остановке. Истец также указал, что в районе конечной остановки стоял припаркованный автомобиль, который препятствовал развороту автобуса за один маневр, что влекло за собой необходимость производить разворот автобуса вне зоны остановки, с выездом на полосу встречного движения, что запрещено Правилами дорожного движения. Он сообщил диспетчеру о сложившейся ситуации на маршруте, поставив его в известность, о том, что на конечной остановке стоит припаркованный автомобиль, который создает помеху для безопасного разворота автобуса, предупредил диспетчера о том, что будет вынужден производить разворот не на конечной остановке, а на остановке, предшествующей конечной. В свою очередь, диспетчер приняла от него эту информацию. Выполняя очередной рейс, ситуация не изменилась, автомобильстоял на конечной остановке на прежнем месте. В этой связи Истцом было принято решение последующий рейс произвести аналогичным образом. После чего ему позвонила диспетчер и сообщила, что автомобиль убрали с конечной остановки и там можно производить разворот.

Ввиду указанного, Истец, заявляя свои исковые требования, посчитал, что в данном случае им предпринимались меры для сохранения маршрута, но в силу объективных причин, он был вынужден его изменить.

Представитель Ответчика против удовлетворения требований возражал.

В свою очередь, суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований Федешова Ф.Ф. В частности, в мотивировочной части своего решения судья указал на то, что Истец и его представитель не представили суду убедительных доказательств того, что Федешов Ф.Ф. самовольно изменил маршрут и сошел с линии на технически исправном автобусе по уважительным причинам, помимо этого Истец после сообщения указанной информации диспетчеру не дождался, когда руководство решит его проблему. Также суд указал, что доводы Федешова Ф.Ф. о том, что стоящий на обочине дороги автомобиль мешал ему совершить маневр разворота к автобусной остановке, не могут служить основанием для самовольного изменения маршрута движения автобуса.

(Решение Таштагольского городского суда Кемеровской области № М-744/2014 от 9 июня 2014 г. по делу № № 2-834/14)

При этом статья 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает для уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (министерство транспорта Архангельской области) или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, право «аннулировать» действие такого свидетельства, в частности, при наличии одного из следующих обстоятельств:

- при невыполнении по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд;

- при невыполнении по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием.

Областной закон от 30 мая 2014 г. № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области» дополняет данный перечень следующими обстоятельствами:

- неоднократное (два и более раза) в течение года несоблюдение расписаний регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным (муниципальным) маршрутам;

- неоднократное (два и более раза) в течение года несоблюдение схем межмуниципальных (муниципальных) маршрутов.

Действие такого свидетельства, как указывается в пункте 2 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прекращается с момента наступления указанных обстоятельств. С этого же момента прекращается и действие карт маршрута регулярных перевозок, а в случае, если регулярные перевозки осуществляются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, со дня прекращения действия данного контракта.

С этого момента перевозчик не имеет право оказывать услуги по перевозке пассажиров. При несоблюдении данного правила частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложенияадминистративного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Так, Верховный суд, подтверждая законность привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершенное правонарушение, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2019 г. № 310-ЭС19-6050 по делу № А08-5890/2017отметил, что порядок использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров устанавливается, в том числе в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Уступить место в общественном транспорте: право или обязанность?

Согласно Решению Архангельской городской Думы от 20 сентября 2017 г. № 559 «Об утверждении Правил пользования автомобильным транспортом, осуществляющим перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск» одной из обязанностей пассажира является обязанность уступать пассажирам с детьми, пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья, беременным женщинам места для сидения, отмеченные специальными указателями и предназначенные для данной категории граждан.

Вместе с тем в первую очередь главной санкцией за несоблюдение данной обязанности является общественное порицание, поскольку ни в одном законе не содержится установленная мера ответственности за непредоставление или отказ в предоставлении места для лиц указанной категории.

Таким образом, уступать место или нет – решение, лежащее в морально-этической плоскости, и принятие такого решения всецело зависит от самого лица и его воспитания.


Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 11 сентября 2021 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Вернуться к списку