Платить, но не переплачивать: что делать, если цена в чеке больше, чем на ценнике?

Еще более призадумался Обломов, когда... его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной...; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нем вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье -- и конца этому никогда нет! ... Все это навело на него страх и скуку великую. "Когда же жить. Когда жить?" -- твердил он.
"Обломов" (1859 год)

Гончаров Иван Александрович

Как часто в нашей повседневной жизни случаются ситуации, когда, выбирая акционный товар, мы не задумываемся над вопросом: актуальна ли на ценнике его стоимость? И если на кассе правда вскрывается, многие предпочитают проигнорировать факт удорожания продукта и оплатить по цене, которая высветилась на экране. Руководствуются граждане при этом то ли нежеланием задерживать следующего человека в очереди, то ли незначительностью разницы в стоимости выбранного и оплаченного товара. Но ведь даже разница в 7 рублей при покупке 10-15 товаров одного вида может влететь в копеечку!

Что же делать потребителю, чтобы защитить свой кошелек от непредвиденных трат?

Первое – вспомнить, что в такой ситуации законодательство на Вашей стороне.

В соответствии со статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. К такой информации в том числе относятся сведения о цене в рублях. Таким образом, цена, указанная на ценнике товара по акции – это надлежащая информация о товаре.

«Сегодня как раз среда, день смены ценников», - так обычно сотрудники магазинов пытаются выкрутиться из положения, однако нерасторопность персонала не должна вынуждать Вас платить больше, чем установил продавец при проведении той или иной акции.

Второе – вежливо обратиться к продавцу на кассе с просьбой устранить ошибку и разрешить ситуацию: продать товар по указанной на ценнике цене или вернуть за него деньги. В реальности здесь возможны два варианта развития событий. Часто сотрудники идут навстречу покупателю, и дело разрешается без конфликта. В случае отказа продавца-кассира следует обратиться к администратору магазина, которому понятно, подробно и, самое главное, вежливо изложить ситуацию.

Если обращение к администратору не увенчалось успехом, следует действовать самостоятельно. Первым делом нужно зафиксировать факт того, что стоимость товара по ценнику действительно ниже, то есть сфотографировать его. Не рекомендуется выносить ценник из торгового зала, поскольку это может быть расценено как хищение имущества магазина.

Следующий шаг – попросить книгу жалоб и предложений, в которой зафиксировать факт случившегося: указать дату, время, свое ФИО, кратко и лаконично описать ситуацию, действия сотрудников магазина, дать свои контакты для связи и не забыть оставить подпись (можно еще проставить нумерацию страниц в журнале, чтобы Ваше обращение не было бесследно утеряно). Если есть возможность, написанную жалобу также можно сфотографировать.

В случае неразрешения ситуации и в таком случае, Вы имеете полное право написать жалобу в территориальный орган Роспотребнадзора, раскрыв все детали случившегося и приложив соответствующие доказательства (копию чека, фотографию, ответ магазина на претензию и т.д.).

Какие могут быть неблагоприятные последствия для магазина?

Административное наказание за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, установленное статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей;

на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей;

на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Таким образом, за несоблюдение обязанности по сообщению достоверной информации о цене магазин может быть оштрафован.

Напоследок напомним, что умение отстаивать и защищать свои права как потребителя – полезный навык, который очень нужен в современном мире для качественной и комфортной жизни.


Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов и практики по состоянию на 25 августа 2020 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Вернуться к списку