Возврат товара, приобретенного дистанционным способом (часть 1)

Еще более призадумался Обломов, когда... его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной...; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нем вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье -- и конца этому никогда нет! ... Все это навело на него страх и скуку великую. "Когда же жить. Когда жить?" -- твердил он.
"Обломов" (1859 год)

Гончаров Иван Александрович

В настоящее время сеть Интернет стремительно развивается, в результате чего открывает новые площадки, в том числе для продажи товаров. Довольно часто граждане используют дистанционный способ покупки товара.

В настоящем материале мы расскажем, как вернуть непонравившийся товар, приобретенный дистанционным способом.

Дистанционная продажа – это реализация товаров по договору розничной купли-продажи, заключенному на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Отношения, возникшие в результате продажи товаров дистанционным способом, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ (ст. 497), ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612.

ВАЖНО! Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» утрачивает силу с 01 января 2021 года.

Согласно ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

На дистанционную торговлю не распространяются ограничения на обмен и возврат товаров надлежащего качества, включенных в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (утрачивает силу с 01 января 2021 года). Здесь действует норма пункта 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей, согласно которой возврат товара надлежащего качества, купленного дистанционно, возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Не все товары надлежащего качества, купленные дистанционным способом, могут быть возвращены продавцу. Потребитель не вправе отказаться от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно только приобретающим потребителем. Это может быть, например, заказанная встроенная мебель, специально изготовленная по индивидуальному чертежу.

Первоначальным действием, которое необходимо сделать при возврате товара, является написание претензии продавцу о возврате денежных средств за товар. Образец приложен к настоящей статье. Один экземпляр претензии вручается руководителю под подпись лица, принявшего документ (с указанием фамилии и должности), с отметкой о дате вручения и заверенную печатью организации на втором экземпляре, который остается у потребителя. Если это сделать невозможно, один экземпляр направляется в адрес организации заказным письмом с уведомлением о вручении.

Далее необходимо ожидать ответа продавца на поданную претензию о принятом решении. В случае удовлетворения претензии продавец обязан вернуть денежные средства в течение 10 дней. Если продавец отказал в возврате денежных средств за товар, то дальнейшая защита будет осуществляться посредством обращения в суд (ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В соответствии со статьей 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей, рассматриваются мировым судьей. Если цена иска превышает указанную сумму, то соответствующее дело подсудно районному суду.

К данному материалу прилагаем образец претензии об отказе от товара, приобретенного дистанционным способом.

Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 22 декабря 2020 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Вернуться к списку