Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем

Даниэль Дефо

Что делать, если у Вас правовая проблема? Пойти к юристу. Но что делать, если эта проблема у Вас из-за юриста? Куда можно обратиться?

При обращении за оказанием юридических услуг потребители ожидают, что за денежное вознаграждение их проблема будет разрешена, и порой соглашаются заплатить немалую сумму. Но что делать, если Вы заплатили достаточно, а проблема так и не решилась?

В недавнем времени в Бюро поступило несколько однотипных обращений, где заявители сообщали о завышенных ценах на юридические услуги по заключенным с ними договорам. При анализе таких договоров и собственно самой правовой ситуации, специалисты Бюро пришли к выводу, что юридически помощь могла быть оказана путем составления двух запросов в компетентные органы и одного заявления в суд. Однако юристы настоятельно рекомендовали заявителю до суда обязательно обратиться в прокуратуру, местную администрацию, министерство в чью компетенцию входит данный вопрос, и даже в контрольно-счетную палату. Помимо того, что «специалисты» просили уплатить деньги за фактически бесполезные услуги, свои обязанности по договору – то есть удовлетворение правового интереса заявителя – они так и не исполняли.

Каждый раз доверчивый заявитель выплачивал требуемую сумму, отдавав за совершенно ненужные в данном случае действия порядка 90 тысяч рублей, которые к тому же были взяты в кредит у банка, сотрудничающего с юридической компанией. В конечном итоге на руках у заявителя оставалась пачка писем от компетентных органов, кредитный договор с банком и так и не разрешенная проблема.

По информации, предоставленной Роспотребнадзором, на протяжении последних трех лет наблюдается значительный рост количества поступающих обращений потребителей, содержащих жалобы на применение хозяйствующими субъектами недобросовестных практик при оказании юридических услуг (https://www.rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=17062).

К основным претензиям потребителей относятся следующие обстоятельства:

навязывание дополнительных платных юридических услуг или введение в заблуждение относительно нарушений прав потребителя и перспектив их восстановления (например, составление проектов жалоб, заявлений в различные органы государственной власти, которые на самом деле потребителю не требуются или по факту бесполезны, поскольку составляются в произвольной форме, либо адресованы органам, не имеющим полномочий на рассмотрение конкретных вопросов, обозначенных в жалобе);

включение в договор с потребителями условий, ограничивающих их права или лишающих гарантий, предоставленных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»);

недоведение при заключении договора до сведения потребителей необходимой и достоверной информации как о самой услуге, так и о ее цене;

несоответствие результата оказанной услуги ожиданиям потребителей, поскольку при заключении договора хозяйствующим субъектом гарантировалось положительное решение спорного вопроса.

При анализе предоставленного в Бюро договора, который был заключен между заявителем и юридической компанией, интересным представилось одно положение, которое буквально гласило следующее:

«заказчик подтверждает, что выбранные услуги для него актуальны, ему не навязаны, не являются заведомо невыгодными или обременительными для него». После фразы стоит дата и подпись заявителя.

Такое положение договора ущемляет права заказчика-потребителя, так как предупреждает его о снятии с себя ответственности за тот факт, что услуги оказались излишними.

Возникает вопрос: можно ли такое положение признать законным, если в соответствии со статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными?

В любом случае оговорка по типу этой должна настораживать, наводить на мысль, что лучше уточнить о сотрудников компании необходимость и последствия осуществления того или иного юридического действия, ведь по статье 10 Закона «О защите прав потребителей» у потребителя есть право на получение надлежащей информации об оказываемой услуге.

«Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации» (статья 10 Закона «О защите прав потребителей»).

Нужно помнить, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Что лучше всего сделать, если Вам необходимо заключить договор оказания юридических услуг?

Первое, на что следует обратить внимание - это на информацию об исполнителе (изучите отзывы об организации, которая оказывает юридические услуги). Это поможет не наткнуться на недобросовестных юристов.

Второе, обязательно ознакомиться с прайс-листом организации: размером оплаты за конкретные действия. Если Вам непонятны последствия подачи какого-либо из правовых документов, эту информацию лучше всего уточнить. Так вероятность того, что Вы переплатите за пустую работу, уменьшится.

Третье, уточните какой договор и на что именно Вам предлагают заключить (на оказание информационных услуг, на представительство в суде, подготовку процессуальных документов и т.п.). Обязательно уточняйте какое конкретно действие Вам необходимо – будет это только подготовка иска или полное судебное сопровождение дела.

Четвертое, на что следует обратить внимание – это на сроки оказания услуг (в течение какого срока Вам будут подготовлены документы и т.п.). Внимательно изучите пункт договора, касающийся самостоятельного получения ответов на запросы в компетентные органы. По общему правилу юридические компании снимают с себя ответственность, если сведения из ответов не попадут к ним в строго установленный срок.

Пятое, определить порядок взаимодействия с Вами до момента достижения результата прописан в договоре (нередко юридические компании вводят клиентов в заблуждение, обещая достижение желаемого клиентом результата, но заключая договора на подготовку документов - итогом таких договорных взаимоотношений может оказаться конфликт, так как клиентом документы получены, акт на оказание услуг подписан, работа фирмы по договору выполнена, а результат фактически не достигнут).

Следует помнить, что организация, оказывающая юридические услуги, не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств (статья 16 Закона «О защите прав потребителей»).

Также потребитель обладает безусловным правом на отказ от исполнения договора в любой момент (статья 32 Закона «О защите прав потребителей»). Однако, при отказе от услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Необходимо отметить, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий совершение выезда юриста в судебные органы и прочее).

В случае, если потребителю оказаны юридические услуги ненадлежащего качества, потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований, установленных статьей 29 Закона «О защите прав потребителей»:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

повторного выполнения работы;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги);

отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если исполнитель:

не является на судебное заседание в назначенное время;

не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела;

строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие;

разглашает информацию, доверенную ему заказчиком;

не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела и т.д.

При наличии претензий к ненадлежащему оказанию услуг следует незамедлительно обратиться к исполнителю. Все претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Если Вы преследуете цель расторгнуть договор, в претензии обязательно следует указать на это требование (по части 2 статьи 452, статья 782 Гражданского кодекса РФ).

В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы Роспотребнадзора, а также в суд (в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона «О защите прав потребителей»). Помимо требований о расторжении договора и взыскании денежных средств в суде можно требовать компенсацию морального вреда, неустойку, потребительский штраф.


Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 25 августа 2021 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Вернуться к списку