Мы продолжаем рубрику «У Фемиды есть глаза». И сегодня мы расскажем о серии рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти») 1524-1526 гг. Автор картины знаменитый немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший.
«Пляски Смерти» — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья — представляет собой один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия.
История «Пляски Смерти» завершается циклом гравюр Ганса Гольбейна Младшего (1523—1526 гг.). Гольбейн создал тот подытоживающий образ Пляски смерти, который, заслонив собой историю самого жанра, вошел в европейскую и мировую культуру как его классическое воплощение.
Цикл Ганса Гольбейна «Пляска смерти» состоит из 40 изображений и основан на Большой и Малой базельских «Плясках Смерти». Гравюры были снабжены французскими двустишиями, написанными Жиллем Коррозе, и латинскими цитатами из Библии, специально подобранными философом Эразмом Роттердамским.
В работе Гольбейна Смерть все еще агрессивна, тем не менее она уже не танцует с мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей, творя над ними разоблачительный суд.
Мы хотим обратить внимание на изображения с правовым содержанием:
Картина «Судья и Смерть» – на ней изображены фигуры трёх мужчин: Судьи, богача и бедняка. Судья обращает внимание лишь на богача, в образе которого мы видим намёк на взятку – тот тянется к своей набедренной сумке, о чём-то говоря с Судьёй; мольбы бедняка остаются безответны. Смерть же в этот момент держится за посох-палку в руках Судьи.
Посох может иметь два значения:
1) В Средневековом изобразительном искусстве посох или трость имели значение Божественной поддержки, чтоб они были поддержкой в праведном пути и помогали отбиваться от Дьявола. Из-за того, что судья отступил от пути истинного, смерть отбирает у него возможность взойти к Господнему престолу.
2) Палка в руках Судьи так же может значить, что судья нечестный, ведь судейский посох (символ власти и беспристрастности судьи) подменяется крючковатым суком.