Мы продолжаем рубрику «У Фемиды есть глаза». И сегодня мы расскажем о картине Питера Брейгеля - младшего «Кабинет деревенского адвоката или офис сборщиков налогов» (The Village Lawyer or The Tax Collector's Office), написанной в 1618 году.
Представители нескольких поколений семейства Брейгелей дарили миру настоящие шедевры живописи. Картины Питера Брейгеля-младшего не менее известны, чем работы его отца, которые, несомненно, изначально служили примером для молодого художника.
Вдохновение для своих картин Питер Брейгель-младший искал в обыденном: жизни простых людей и природе Нидердландов. Несмотря на то, что сам художник был городским жителем, он был хорошо знаком с обычаями крестьян, особенностями сельского быта. Полотна Брейгеля невероятно интересны и насыщены деталями, незаметными на первый взгляд.
Интересный факт
Известное полотно художника «Кабинет деревенского адвоката» – одна из множества копий картины «Уплата десятины», воссоздаваемой Брейгелем Младшим многократно под разными именами. Версии, созданные художником в разное время, отличаются друг от друга цветом одежды помощника юриста с гусиным пером, сосредоточенно склонившегося над бумагой, и крестьянина, стоящего неподалеку от двери. Возможно, что поводом для подобной трактовки названия послужило бурное развитие публичного нотариата в крупных торговых городах Нидерландов в Средние века и Новое время.
Известны и более поздние версии картины – полотно «Деревенский адвокат», датируемое 1621 годом, и картина «Уплата налогов», созданная художником в 1620–1640 годы.
Интересные детали
Контора с трудом вмещает несчетное количество бумаг.
На столе чернильница – непременный атрибут нотариуса, вручаемый при вступлении в должность, и песочные часы.
Клочки бумаг, разбросанные по полу, корзинка с яйцами, небрежно принимаемая крестьянином из рук женщины, протягивающей ее не глядя, корзина с сожженными документами, мертвая дичь, ветхая, заплатанная одежда крестьян (отдавая последнее, они мнут в руках свои шляпы), отсутствие фрагментов оконного стекла.