ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Мы продолжаем нашу рубрику «Юридический словарь» и сегодня познакомимся с таким правовым понятием, как — интеллектуальная собственность.

Интеллектуальная собственность – это закрепленное законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Это означает, что авторы имеют монополию на определенные формы использования своих творческих работ, которые могут быть использованы другими лицами только с разрешения авторов.

Термин «интеллектуальная собственность» был введен в широкое употребление во второй половине XX века после подписания в 1967 году Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). В России вопросы интеллектуальной собственности регулируются Гражданским кодексом.

Виды интеллектуальной собственности:

Патент – это исключительное право, предоставленное на изобретение. Патент наделяет его владельца правом решать, каким образом изобретение может – и может ли – использоваться другими людьми. В обмен на это право патентовладелец размещает техническую информацию об изобретении в свободном доступе в публикуемом патентном документе.

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право распространяется на широкий круг произведений: книги, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, скульптуру и кинофильмы, компьютерные программы, базы данных, рекламу, карты и технические чертежи.

Товарный знак – это отличительное обозначение, способное отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Товарные знаки существуют еще с древних времен, когда ремесленники ставили свою подпись или «знак» на своих изделиях.

Промышленный образец – это художественно-эстетическое решение изделия. Образец может иметь такие пространственные признаки, как форма или объем, и такие двухмерные признаки, как орнамент, линии или цвет.

Географические указания и наименования мест происхождения – это обозначения, используемые на товарах, которые имеют определенное географическое происхождение и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно этим местом происхождения. Чаще всего географическое указание включает название места происхождения товаров.

Коммерческая тайна – это право интеллектуальной собственности на конфиденциальную информацию, которое может продаваться или передаваться по лицензии. Несанкционированное получение, использование или раскрытие подобной информации другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, считается недобросовестной практикой и нарушением прав на коммерческую тайну.

Вернуться к списку