Коммунальные услуги предоставляются с нарушением установленных требований. Что делать?

Еще более призадумался Обломов, когда... его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной...; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нем вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье -- и конца этому никогда нет! ... Все это навело на него страх и скуку великую. "Когда же жить. Когда жить?" -- твердил он.
"Обломов" (1859 год)

Гончаров Иван Александрович

Коммунальные услуги предоставляются с нарушением установленных требований. Что делать?

Ситуация вокруг предоставления коммунальных услуг, которые не отвечают предъявляемым требованиям, к сожалению, является весьма распространенной.

В настоящем материале мы рассмотрим вариант разрешения данной ситуации с возможностью проведения перерасчета при ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг в жилых помещениях. Дополнительно отмечаем, что правоотношения, связанные с нарушениями в сфере жилищно-коммунальных услуг, являются сложными и регулируются многими нормативными правовыми актами, по этой причине в настоящем материале подготовлена наиболее важная информация.

Правовое обоснование возможности перерасчета платы

Пункт 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) в качестве платы за коммунальные услуги закрепляет плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Подпункт «а» п. 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354) закрепляет, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Поставка холодной или горячей воды, электричества, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива для печного отопления, отведение сточных вод, вывоз твердых коммунальных отходов регулируется специальными актами законодательства, которые предъявляют порядок совершения данных процедур и предъявляемые к ним требования.

Как следует из п. 98 Постановления № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Как следует из п. 101 Постановления № 354 плата за расчетный период подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных Приложением №1 к Постановлению № 354 (далее – Приложение № 1) (за исключением коммунальной услуги по отоплению).

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению может быть уменьшен при одновременном соблюдении следующих условий:

а) многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, теплоносителя (жилой дом оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, теплоносителя);

б) нарушение качества коммунальной услуги по отоплению и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги по отоплению возникли в результате несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемых в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, факт которого зафиксирован по коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии в многоквартирных домах (индивидуальным приборам учета в жилых домах);

в) отсутствуют случаи, установленные законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, при которых снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится. Пункт 124 (14) Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» закрепляет ряд оснований, при которых снижение размера платы не производится, к таковым основаниям относятся наличие задолженности, поврежденные сети потребителя, отсутствие приборов учета, в случае если они должны быть и т.д.

Порядок фиксации нарушения качества жилищно-коммунальной услуги

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 105-106 Постановления № 354).

По данному вопросу необходимо отметить, что централизованной диспетчерской службы не существует. Сведения о соответствующей диспетчерской службе можно подчерпнуть из квитанций, в которых отображаются номера ремонтных служб. Кроме того, если Вам одновременно известны номера телефонов управляющей компании и ресурсоснабжающей организации, рекомендуется обратиться сразу по двум телефонам.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

Пункт 108 Постановления № 354 закрепляет, что в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в Приложении № 1 параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги. Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги (п. 110 Постановления № 354).

Как следует из п. 110.1 Постановления № 354 в случае непроведения исполнителем проверки в установленный срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

Пункт 111 Постановления № 354 закрепляет, что датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов;

б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы;

в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;

г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.

Определение виновных лиц

Пункт 103 Постановления № 354 закрепляет, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

То есть, Постановление № 354 закрепляет как минимум двух субъектов ответственности: ресурсоснабжающие организации и управляющие компании или иные организации, осуществляющие управление многоквартирным домом. Это указывает на то, что потребитель имеет право обратиться с требованиями о перерасчете к данным субъектам.


Выводы

Для того, чтобы разрешить вопрос, связанный с предоставлением коммунальных услуг, предоставляемых вопреки установленным требованиями, необходимо совершить следующее:

1. Зафиксировать факт непредоставления жилищно-коммунальной услуги или факт ее ненадлежащего предоставления через обращение в диспетчерскую службу или, при невозможности связаться, путем самостоятельного составления акта.

2. Произвести подсчет сумм на который должен осуществиться перерасчет в соответствии с Приложениями № 1 и 3;

3. Составить в произвольной заявление (претензию) в ресурсоснабжающую организацию и (или) в управляющую компанию о перерасчете. В претензии необходимо обозначить себя как заявителя, жилое помещение, по адресу которого осуществляется предоставление соответствующей коммунальной услуги, факт нарушения в предоставлении коммунальной услуги и денежное требование к адресату. Также необходимо указать, что в случае неудовлетворения требования по данной претензии, возможно обращение в суд;

4. Обратиться в суд с исковым заявлением, если позитивного ответа на претензию не последовало.


К настоящему материалу прилагаем образец искового заявления. Приложения № 1 и № 3, с помощью которых рассчитывается конкретная сумма перерасчета в силу их большого объема к настоящему материалу не прикладываются. Однако мы прилагаем ссылку на официальный портал правовой информации и справочно-правовую систему «Консультант Плюс».

1. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102147807&intelsearch=354

2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/


Для самостоятельного изучения правоприменительной практики по перерасчету предлагаем ознакомиться со следующими решениями судов:

Решение Усинского городского суда (Республика Коми) № 2-1403/2017 2-153/2018 2-153/2018 (2-1403/2017;) ~ М-1417/2017 М-1417/2017 от 8 мая 2018 г. по делу № 2-1403/2017;

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) № 2-1353/2020 2-1353/2020~М-508/2020 М-508/2020 от 28 мая 2020 г. по делу № 2-1353/2020;

Решение Заводского районного суда г. Кемерово (Кемеровская область) № 2-1197/2017 2-1197/2017~М-868/2017 М-868/2017 от 13 июня 2017 г. по делу № 2-1197/2017.


Мировому судье судебного участка № 3

Соломбальского судебного района г. Архангельска

163000, г. Архангельск, наб. Г. Седова, д. 17

Истец:

Иванов Иван Иванович

адрес: г. Архангельск,

ул. Орджоникидзе, д. 1, кв. 199

тел.: _______________

Ответчик:

Общество с ограниченной ответственностью «ОРАС»

адрес: г. Архангельск, ул. Никольская, д. 10, корп. 2, офис 3

ИНН 292928292022

ОГРН 202029282939

Цена иска: 14990.21 рублей

От государственной пошлины освобождены на основании подп. 4 п. 2

ст. 333.36 Налогового кодекса РФ

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о перерасчете платы за отопление

и взыскании компенсации морального вреда

Я, Иванов Иван Иванович являюсь долевым собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Орджоникидзе, д. 1, кв. 199

Ранее мы неоднократно обращались к ответчику с требованием осуществить перерасчет платы за отопление в моем жилом помещении, в связи с тем, что услуги по отоплению были оказаны мне ненадлежащим образом. Факт неудовлетворения наших законных требований добровольно в досудебном порядке послужил основанием для обращения в суд с данным исковым заявлением.

Согласно распоряжению Администрации МО «Город Архангельск» от 19.09.2018 № 2713р, отопительный сезон 2018-2019 годов начат с 24.09.2018. Однако, мое жилое помещение было подключено к отоплению значительно позднее.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В качестве требования к предоставлению указанной коммунальной услуги в п. 14 приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 указано «бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода». В связи с предоставлением указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также с перебоями в ее предоставлении, я имею право на изменение размера платы за данный расчетный период.

Согласно разделу, VI Приложения № 1 указанного Постановления, за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период. Таким образом, в сентябре 2018 года услуга не предоставлялась в течение 7 дней (168 часов). Таким образом, размер платы подлежит снижению на 25.2 % от размера платы за сентябрь, т.е. на 663.79 рублей.

Несмотря на предоставленный Ответчиком акт пуска теплоэнергии, согласно которому пуск теплоэнергии был осуществлен 24.09.2018, фактически данное действие осуществлено не было. Насколько я понимаю, акт оформлен задним числом, сведения, содержащиеся в нем, не соответствуют действительности.

Согласно акту, об отсутствии отопления от 07.10.2018, подписанном десятью жильцами, в период с 24.09.2018 по 05.10.2018 отопление отсутствовало. Копию акта прилагаю.

Кроме того, согласно акту о неполной поставке услуги «Отопление» от 20.12.2018 года, услуга «Отопление» не было предоставлена в полном объеме. Акт подписан тринадцатью жильцами. Сведения, указанные в данном акте, подтверждаются Предписанием Государственной жилищной инспекции от 11.01.2019. В ходе проверки было выявлено нарушение нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по отоплению гражданам, проживающим в соответствующем жилом доме, а именно: температура воздуха в жилых помещениях дома составила + 18.2 С - + 19.3 С. Отдельно отмечу, что ответчик знал о проводимой ГЖИ проверке, в связи с чем в период проведения проверки увеличивал температуру в жилых помещениях. Однако, даже в этом случае ответчику не удалось предоставить услугу по отоплению надлежащего качества.

Также отмечу, что 13.02.2019 Государственной жилищной инспекцией Архангельской области была проведена проверка, по результатам которой был составлен АКТ № А-09/02-06/44пп. Данным актом установлено неисполнение требований, заявленных в предыдущем предписании ГЖИ, а именно: температура в жилом помещении составила +19.4 С (в не угловой комнате) и +19.8 С (в угловой комнате), что не соответствует требованиям п. 15 Приложения № 1 к Правилам № 354.

На наше последнее заявление о необходимости произвести перерасчет за отопление от Ответчика был получен ответ, согласно которому нам было предложено обратиться за указанным перерасчетом непосредственно в ресурсоснабжающую организацию ПАО «ТГК-2», которая непосредственно является поставщиком и исполнителем услуг по отоплению. В свою очередь, я 14.01.2019 мы получили ответ от ПАО «ТГК-2», согласно которому ПАО «ТГК-2» выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, в связи с чем может производить перерасчет в случае нарушения качества коммунальной услуги и (или) перерыва в предоставлении коммунальной услуги в зоне ответственности ресурсоснабжающей организации. Также, было отмечено, что потребитель вправе потребовать возмещения причиненных ему убытков с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме для обслуживания внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются услуги потребителям.

Согласно разделу VI Приложения № 1 Постановления Правительства № 354, за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период. В соответствии с указанными нормами, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается

В октябре 2018 года услуга не предоставлялась надлежащим образом в течение 31 дня (744 часа). Таким образом, размер платы подлежит снижению на 100 % от размера платы за октябрь, т.е. на 2634.10 рублей.

В ноябре 2018 года услуга не предоставлялась надлежащим образом в течение 30 дней (720 часов). Таким образом, размер платы подлежит снижению на 100 % от размера платы за ноябрь, т.е. на 2898.52 рублей.

В декабре 2018 года услуга не предоставлялась надлежащим образом в течение 31 дня (744 часа). Таким образом, размер платы подлежит снижению на 100 % от размера платы за декабрь, т.е. на 2898.52 рублей.

В январе 2019 года услуга не предоставлялась надлежащим образом в течение 31 дня (744 часа). Таким образом, размер платы подлежит снижению на 100 % от размера платы за январь, т.е. на 2947.64 рублей.

В феврале 2019 года услуга не предоставлялась в течение 28 дней (672 часа). Таким образом, размер платы подлежит снижению на 100 % от размера платы за февраль, т.е. на 2947.64 рублей.

За указанные месяцы все счета по платежам за отопление были нами полностью оплачены. Таким образом, сумма перерасчета за период с 24.09.2018 по 28.02.2019 для меня составляет 14990.21 рублей. Копии оплаченных квитанций на оплату отопления прилагаем.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Согласно п.15 Приложения №1 к Правилам, нормативной температурой в жилых помещениях является +18°С, в угловых комнатах +20°С, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 C и ниже) в жилых помещениях - не ниже +20 С (в угловых комнатах - +22 С). Допустимым снижением нормативной температуры в ночное время (с 00 часов до 5 часов утра) является 3 градуса, снижение температуры воздуха в дневное время (с 5.00 до 00 часов) не допускается.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Из содержания п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, следует, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях, поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы, а также равномерный прогрев всех нагревательных приборов.

Согласно условиям предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальной услуги осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.

Указанными неправомерными действиями Ответчика был причинен моральный вред, компенсации которого я вправе требовать в соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1).

По вине Ответчика уже более чем полгода нахожусь в состоянии постоянного стресса. Отсутствие нормального отопления вынуждало ее постоянно использовать для обогрева помещения электрические обогреватели, что, тем не менее, не спасало меня от ощущения постоянного холода. В связи с постоянным влиянием холода на организм, я неоднократно болел простудными заболеваниями, в связи с чем нуждалась в приобретении лекарственных препаратов.

Учитывая степень вины нарушителя, а также степень нравственных страданий я полагаю, что размер компенсации причиненного мне морального вреда не может быть менее 8000.00 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

1. Обязать ООО «ОРАС» произвести перерасчет платы за отопление в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Орджоникидзе, д. 1, кв. 199, за период с октября 2018 года по февраль 2019 года в сумме 14990.21 рублей для Иванова Ивана Ивановича;

2. Взыскать с ООО «ОРАС» в пользу Иванова Ивана Ивановича 8000.00 рублей в качестве компенсации морального вреда;

Приложение:

1) Документ, подтверждающий направление материалов дела участвующим лицам;

2) Копия свидетельства о праве собственности;

3) Копия заявления в ПАО «ТГК-2» от 28.12.2018;

4) Копия заявления в ООО «ОРАС»;

5) Копия ответа от ООО «ОРАС» от 28.02.2019;

6) Копия акта ГЖИ от 13.02.2019;

7) Копия заявления в ГЖИ от 28.12.2018;

8) Копия акта об отсутствии отопления от 07.10.2018;

9) Копия акта о неполной поставке услуги «Отопление» от 20.12.2018 года;

10) Копии оплаченных квитанций.

______________________/ Иванов И.И.

«_____» _______________ 2019 г.


Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 24 декабря 2020 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.


Вернуться к списку