ОСНОВНЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ

Во многих случаях жилищная программа является лишь дополнительным нормативным правовым актом, который определяет форму и порядок реализации мер государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных в федеральных законах. Тем не менее, установленные в программах правила и особенности реализации мер поддержки фактически изменяют условия предоставления мер поддержки.

Законодательство не предусматривает конкретных критериев определения того, почему та или иная категория граждан получает соответствующую государственную поддержку. Обычно это является результатом политической деятельности органов власти, депутатов и иных участников нормотворческого процесса, с одной стороны, а также состояния бюджета государства, с другой стороны.

В настоящей статье мы хотели бы, прежде всего, предоставить информацию об основных жилищных программах и категориях граждан, которые могут принять участие в их реализации. Ситуация в этой сфере может быстро меняться, поэтому для получения актуальной информации целесообразно следить за новостями в средствах массовой информации, а также на официальных сайтах органов власти и организаций, связанных с реализации государственной жилищной политики.

Итак, основными на федеральном и региональном уровне являются следующие программы:

- государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1710;

- государственная программа Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 № 475-пп.

- адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп.

Молодые семьи могут получить социальные выплаты на приобретение жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (разд. III Особенностей реализации отдельных мероприятий программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050; п. п. 1, 2 Приложения № 1 к Особенностям, утв. Постановлением № 1050).

Участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз. При этом социальная выплата не может быть использована на приобретение жилья у близких родственников (п. п. 2 (1), 9 Правил).

Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

а) 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;

б) 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

Все условия предоставления прописаны в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В рамках названной выше государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» социальную выплату на приобретение жилых помещений могут получить молодые ученые (разд. III Особенностей, утв. Постановлением № 1050).

Право на получение социальной выплаты имеют молодые ученые, работающие в подведомственных научных организациях или образовательных организациях высшего образования,

а) если возраст не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук);

б) если он работает в научной (образовательной) организации научным работником и его общий стаж работы научным работником составляет не менее 5 лет;

в) если он в установленном законом порядке признан научной (образовательной) организацией нуждающимся в получении социальной выплаты.

Право на получение социальной выплаты предоставляется молодому ученому только один раз и удостоверяется именным жилищным сертификатом, который действует не более семи месяцев с даты его выдачи (п. п. 3, 6 Правил выплат молодым ученым).

В настоящее время также действует ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.

Право на получение социальной выплаты имеют следующие граждане Российской Федерации:

— военнослужащим, подлежащим увольнению по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность их службы составляет 10 лет и более;

— военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, и гражданам, уволенным с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых составляет в календарном исчислении 20 лет и более, признанным нуждающимися в жилых помещениях;

— сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, увольняемым и уволенным со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

— гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на ПО "Маяк", и приравненным к ним лицам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенным в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

— гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (кроме лиц, получивших в соответствии с ранее действовавшим законодательством денежную компенсацию за освобождаемое жилье);

— гражданам, подлежащим переселению из ЗАТО и территорий, ранее входивших в границы таких образований.

С полным перечнем лиц и иными условиями Вы можете ознакомиться здесь.

Право указанных граждан на получение социальной выплаты удостоверяется жилищным сертификатом, который выдаётся уполномоченным органом.

Социальную выплату можно использовать для приобретения жилья по договору купли-продажи либо по договору участия в долевом строительстве, предусматривающему уплату его цены с использованием счета эскроу. При этом можно дополнительно привлечь собственные или заемные (кредитные) средства.

Социальные выплаты на приобретение жилья могут получить также инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, отдельные категории ветеранов, федеральные гражданские служащие, судьи (при соблюдении определенных условий), сотрудники органов прокуратуры, Следственного комитета РФ (в том числе военнослужащие военных следственных органов Следственного комитета), нуждающиеся в жилых помещениях.

Акты, регулирующие предоставление таких социальных выплат:

— ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— ст. 1, пп. 4 п. 1 ст. 14, п. п. 3.1, 3.2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;

— п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— п. 1 ст. 19.1 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

— п. 1 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

—ч. 1 ст. 35.1, ч. 1, п. 1 ч. 8 ст. 40 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

В рамках подпрограммы № 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем жителей Архангельской области» государственной программы Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области» предоставляются субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов в части процентов, начисленных за пользование жилищными кредитами, выданными физическим лицам на приобретение жилья на первичном или вторичном рынках жилья в Архангельской области. Сущность заключается в том, что из бюджета российским кредитным организациям предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов. За счет этого кредитная организация снижает ставку по кредиту.

Распространяется на работников бюджетной сферы. Более подробно с условиями данной подпрограммы можно ознакомиться здесь.

Особым механизмом обеспечения жильем является адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Данная программа направлена на обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу. Пока в программу включены дома, признанные межведомственными комиссиями непригодными для проживания (аварийными) до 01 января 2017 года.

Если ваша семья не подходит под указанные критерии, возможно, имеются иные механизмы, соответствующие вашей ситуации. Для получения информации об этом первоначально следует обратиться в местную администрацию (администрацию города или района, где вы проживаете и зарегистрированы) с письменным запросом/заявлением о предоставлении информации о возможности участия семьи в указанных или в иных программах (которые могут быть приняты в том числе и на местном уровне). По общему правилу, именно местные администрации осуществляют работу по приему документов граждан и формированию списков участников.

Для получения информации о реализации программ на областном уровне с аналогичным запросом также можно обратиться в Правительство Архангельской области (Архангельск, пр. Троицкий, д. 49, сайт dvinaland.ru). Для получения информации о наличии ведомственных механизмов улучшения жилищных условий работников целесообразно обратиться к своему работодателю или в вышестоящий орган власти.

При этом в запросе лучше подробно описать все обстоятельства: семейное положение (состав, возраст, инвалидность, нахождение на жилищном учете, и т.п.), имущественное положение; указать предпочтительный вид помощи; указать возможную долю вашего личного финансового участия (например, при приобретении квартиры или строительстве дома) и т.д. От этого может зависеть то, насколько правильно и быстро будет определена возможность предоставления поддержки по обеспечению жильем или улучшении жилищных условий.

В случае если Вы недовольны тем, как определены меры поддержки, и хотите дополнить категории граждан, которые обеспечиваются жильем с участием бюджетных источников финансирования, то следует обращаться с предложениями в соответствующие органы власти, к должностным лицам. При этом следует учитывать, что установление каждой новой категории граждан влечет необходимости увеличения финансирования, что, в свою очередь, требует либо наличия неиспользуемых средств, либо появления дополнительных средств.


Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 15 сентября 2020 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.


Вернуться к списку