ЛЕНТА ПАМЯТИ #5

21 мая 2020

Балакушев Михаил Павлович

6

Ужасающее число 34 476 700... 34 476 700 советских военнослужащих, участвовавших в Великой Отечественной войне, Второй мировой войне... Одним из них был мой прадедушка Балакушев Михаил Павлович, о котором я хочу сегодня рассказать. Как говорит моя бабушка, его дочь, он не любил рассказывать о военных годах, видимо, для него, как и для многих других, это была темная сторона жизни, о которой трудно говорить. Поэтому сведений сохранилось мало.

Родился мой прадедушка 11.06.1915 года в деревне Бодячиха Шарьинского района Горьсковской области (в наст. время - Костромская область).

В 1937 году он был призван Шарьинским РВК в Красную армию. В годы войны трудился техником-интендантом 2 ранга (заведующим делопроизводством, казначеем) штаба 239 стрелкового полка 27 стрелковой дивизии.

02.07.1941 года попал в плен в районе Белостока. Был контужен и подобран немцами. 15 июля 1943 года был доставлен в германский лагерь Шталаг III C, где был присвоен номер военнопленного 29651.

Нахождение в плену было ужасающим... Два раза он с другом Ваней (как говорит бабушка - дядей Ваней) пытался бежать из плена. В первую попытку его догнали немцы с собаками и кинули на конвейер. Немцы тогда всех умерших сжигали в больших печах. Такое чуть не случилось и с моим прадедушкой. Он лежал на конвейере, на транспортерах, которые движутся прямо в печь. Его друг, дядя Ваня, с которым он попал в плен, увидев, что он дышит, оглянувшись, что немцы не видят, скинул его, а на его место уложил другого, но уже умершего солдата. Только так мой прадедушка остался жить... Услышав такие истории, только тогда понимаешь, как в то время важна была выручка товарища.

Вторая попытка увенчалась успехом, но в далеком, по архивным документам, 1945 году. Они вместе бежали. В послевоенные годы они также остались друзьями и дружили всю жизнь.

Все эти, тогда казавшиеся долгими, годы он числился как без вести пропавший. Только в сентябре 1946 года Приказом главного управления кадров Вооруженных сил Союза ССР такой статус с него был снят.

Также прадедушка Миша неоднократно был ранен, всю жизнь прожил с пулями в ноге.

После войны люди, которые были в плену, не признавались и к ним был соответствующее отношение. Такое пришлось испытать и моему прадеду. А после, когда различные статусы, повешенные на них, были сняты, он трудился на благо общества.

7

Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской:
Один паренек был калужский,
Другой паренек — костромской.

Они точно братья сроднились,
Делили и хлеб и табак,
И рядом их ленточки вились
В огне непрерывных атак.

В штыки ударяли два друга, —
И смерть отступала сама!
— А ну-ка, дай жизни, Калуга?
— Ходи веселей, Кострома!

Но вот под осколком снаряда
Упал паренек костромской…
— Со мною возиться не надо…-
Он другу промолвил с тоской.

— Я знаю, что больше не встану, —
В глазах беспросветная тьма…
— О смерти задумал ты рано!
Ходи веселей, Кострома!

И бережно поднял он друга,
Но сам застонал и упал.
— А ну-ка… дай жизни, Калуга!
Товарищ чуть слышно сказал.

Теряя сознанье от боли,
Себя подбодряли дружки,
И тихо по снежному полю
К своим доползли моряки.

Умолкла свинцовая вьюга,
Пропала смертельная тьма…
— А ну-ка, дай жизни, Калуга!
— Ходи веселей, Кострома!

Василий Лебедев-Кумач 1943 год

Вернуться к списку