Опытным путём #2

8 Мая 2020

Клиенты купили сертификат на мастер-класс. Услуга рассчитана на 1,5 часа. Клиенты опоздали на 45 минут. Мастер предложил провести мероприятие в оставшееся время. Они попросили перезаписать, но мастер отказался, так как уже приехал и ждал явки своих клиентов.
Прав мастер или нет? Надо ли возвращать средства за невыполненную услугу? В полном объеме?

В указанном случае отношения регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»).

Важно обратить внимание читателей на то, что имело место нарушение исполнителем срока оказания услуги (даты (периода), к которой исполнитель должен был приступить к оказанию услуги). Но данное нарушение было не стороны исполнителя, а со стороны потребителей – клиентов. Именно они опоздали на мастер-класс по причинам, не зависящим от мастера, а тот в свою очередь находился в месте исполнения договора, не мог приступить к оказанию услуги вовремя по причине отсутствия клиентов, ожидал их.

Часть 6 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» определяет, что требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи (в нем как раз описаны последствия нарушения сроков оказания услуг, но только по вине исполнителя), не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Иными словами, клиенты не могут требовать переноса мастер-класса, требовать уменьшить цену оказываемой услуги или возврата уплаченных денежных средств.
Наоборот, в силу положений Гражданского кодекса, услуги подлежат оплате в полном объеме, если невозможность исполнения, возникла по вине клиента.

Здесь обратим ваше внимание на несколько нюансов:

1. В судебной практике под невозможностью исполнения договора по вине клиента, при которой исполнитель вправе получить оплату услуг в полном объеме, понимается ситуация, когда заказчик, не отказываясь от исполнения договора, не выполняет возложенных на него обязанностей и препятствует исполнению договора. В нашей ситуации, думаем, что можно посчитать опоздание клиентов препятствием исполнению договора.

2. Мастер должен подтвердить, что срок оказания услуги нарушен именно по вине опоздавших клиентов. Этот вывод подтверждается и судебной практикой. В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.

Таким образом, мастер правомерно отказался переносить срок проведения мастер-класса (оказания услуги), так как нарушение срока произошло по вине потребителей, правомерно не вернул денежные средства, уплаченные клиентами.


Информация, предоставленная в настоящем письме, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в Вашей конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует в установленном порядке обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах.

Вернуться к списку