Возможно ли привлечь к ответственности организацию, оказывающую какие-либо услуги (например, фитнес-услуги), осуществляющую продажу товаров (например, магазины и др.), в случае если из шкафчика (камеры, ячейки и др.) для хранения вещей были украдены (пропали) вещи?

Безусловно, непосредственно в краже вещи виноват конкретный человек, который ее совершил. Если преступника поймают, то можно требовать с него стоимость украденного. Но в большинстве случаев его, увы, не находят.

Организация же отвечает не за кражу, а за невыполнение своих обязанностей. В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

- оказывает ли соответствующая организация услуги по хранению;

- общие положения о договоре хранения;

- ответственность организации по такому договору;

- обязан ли покупатель оставить свои вещи в шкафчике;

- что делать, если вещи из шкафчика пропали;

- судебная практика по данному вопросу.

Общие положения о договоре хранения

Часть 1 статьи 886 Гражданского кодекса России (далее – ГК РФ) устанавливает следующее: по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Размещение шкафчиков хранения в торговом зале магазина, ином помещении (например, в фитнес-центре) и предложение оставлять посетителю в них вещи для хранения можно расценить как публичную оферту (статья 437 ГК РФ), а сам договор – как публичный договор (статья 426 ГК РФ). Размещение вещей в такой камере посетителем – как акцепт (статья 438 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 887 ГК РФ простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

Таким образом, договор хранения между организацией и гражданином может быть заключен без какой-либо бумаги о принятии вещей на хранение.

Из этого следует, что в случае наличия шкафчиков в бассейне, фитнес-центре, магазине и выдачи ключей от них, между посетителем и организацией фактически складываются правоотношения, подпадающие под предмет регулирования, предусмотренный главой 47 ГК РФ о специальных видах хранения. В данном случае такой ключ или жетон от шкафчика будет выступать в качестве подтверждения заключения договора хранения. При этом не имеет значения то, что покупатель ничего не платит за такое хранение вещей.

Данная позиция также подтверждается и судебной практикой. Например, Московским городским судом в апелляционном определении от 14 июля 2015 г. по делу № 33-20648/2015 установлено следующее: когда посетитель оставляет в шкафчике организации свои вещи, между ним и магазином возникают отношения, направленные на хранение вещей.

Верховным Судом России вынесено определение от 3 апреля 2018 г. № 308-АД18-2387 по делу № А63-12156/2017, согласно которому применен противоположный подход в отношении споров, возникающих между магазином и потребителем по вопросу хранения вещей в камерах.

Верховный Суд РФ в своем определении не считает подобную ситуацию договором хранения, в связи с этим магазин не обязан ничего компенсировать покупателю.

Однако такая позиция Верховного Суда РФ подтверждалась тем, что Роспотребнадзором не были представлены доказательства, свидетельствующие о возникновении между магазином и потребителем отношений, направленных на хранение вещей.

Ответственность организации по такому договору хранения

В соответствии с частью 1 статьи 901 ГК РФ хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 ГК РФ.

Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах (статья 891 ГК РФ).

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (статья 15 ГК РФ).

Статья 902 ГК РФ указывает, что при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей – в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.

Таким образом, если из шкафчика пропали вещи, то организация, оказывающая услуги, должна возместить стоимость таких вещей при условии незамедлительного уведомления администрации.

Однако положения статей 902 и 925 ГК РФ говорят о том, что хранитель не несет ответственность при утрате, недостаче денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей.

«Администрация за вещи, оставленные в камере хранения, ответственности не несет!»

Заходя в магазин, мы можем наблюдать объявление следующего содержания: «Уважаемые покупатели! Администрация магазина за ценные вещи и деньги, оставленные в камере хранения, ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ НЕСЕТ!». В этом случае магазином допущено ущемление прав потребителей в части ограничения размера своей ответственности по договору хранения.

Наличие такого объявления не имеет никаких юридических последствий, так как противоречит нормам ГК РФ.

Размещение такого объявления может повлечь за собой привлечение организации к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.8 КоАП России, что подтверждается и судебной практикой (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 г. № 15АП-2194/2017 по делу № А53-29373/2016, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2017 г. № 11АП-1420/2017 по делу № А65-23535/2016 (оставлено без изменений постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 мая 2017 г. № Ф06-20316/2017; определением Верховного Суда РФ от 15 сентября 2017 г. № 306-КГ17-12283 отказано в передаче дела № А65-23535/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)).

Обязан ли покупатель оставить свои вещи в шкафчике?

Хранение, как было отмечено ранее, это отдельный договор с организацией. Как установлено статьей 421 ГК РФ, граждане свободны в заключении договоров. При этом понуждение к заключению договора не допускается.

Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

В связи с этим организация, например, оказывая фитнес-услуги или продажу товаров, не вправе принуждать посетителя обязательно сдать вещи в шкафчик.

Таким образом, если посетитель не хочет сдавать свои вещи в шкафчик, он может этого не делать. Просьба к посетителю о сдаче вещей в шкафчик должна носить рекомендательный характер.

Что делать, если вещь пропала?

Чаще всего организация не спешит возмещать ущерб добровольно. Поэтому предлагаем следующий алгоритм действий в случае кражи вещей из шкафчика.

1. В случае кражи ценных вещей из шкафчика необходимо вызвать полицию и оформить заявление о краже. Именно сотрудники полиции зафиксируют факт кражи в данной организации, опросят свидетелей, снимут записи видеокамер (при их наличии).

2. Если кроме драгоценностей утрачены и иные вещи, то необходимо обратиться с претензией к организации.

В тексте претензии необходимо указать, какое событие и когда произошло (дата, время, место, что пропало, чем подтверждается), а также сумма ущерба. Если имеются документы, подтверждающие стоимость вещи, то необходимо приложить их копии. При расчете суммы ущерба учитывайте износ вещи.

Также потребуются доказательства того, что посетитель оставил украденные вещи в камере хранения (свидетели, записи с камер наблюдения, ключ с номерком от шкафчика). Посетителю важно сохранять такой ключ от шкафчика и не отдавать его сотрудникам организации до фиксации происшествия, так как это является подтверждением факта передачи вещи на хранение и приравнивается к подписанному договору хранения.

3. Если организация откажется добровольно возместить ущерб, необходимо обратиться в суд.


Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 22 июня 2021 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Вернуться к списку