Может ли врач отказаться от взаимодействия с конкретным пациентом? В этом вопросе мы будем исходить из поступившего к нам однажды вопроса.
Подскажите, я работник государственной медицинской организации (врач). Ко мне записалась пациентка. У меня к ней неприязненные отношения. Она настаивает на том, чтобы лечиться именно у меня (она прямо так и написала в соц.сетях, что я ОБЯЗАН буду ее принять!), хотя в поликлинике есть иные врачи того же профиля. Угрозы для ее здоровья нет. Могу ли я, как врач, отказаться от приема данной пациентки?
Отвечая на заданный вопрос, стоит отметить, что право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 41). В силу этого, в законодательстве имеются положения, которые запрещают организациям и их работникам отказывать гражданам в оказании медицинской помощи. Однако путем изучения общих положений законодательства, а также законодательства, посвященного охране здоровья граждан можно прийти к выводу, что конкретный медицинский работник может отказаться от работы с пациентом.
Если обратиться к существующей врачебной практике, то в число самых популярных причин для отказа в лечении являются:
· несоблюдение пациентов рекомендаций врача;
· психологическая несовместимость с пациентом;
· родственная или дружеская связь с больным, которая препятствовать полноценному лечению;
· совершение пациентом противоправного или же аморального поступка, которой и стал причиной необходимости в медицинской помощи (в этом случае речь чаще идет о лицах, совершивших уголовное преступление).
Отношения, связанные с лечением пациента медицинской организацией, строятся на договоре оказания медицинских услуг. Не стоит обращать внимания, что при осуществлении фактического приема у врача или в регистратуре никакой договор, как правило, не подписывается, он все равно имеется. По данному договору стороной является именно медицинская организация, но не конкретный работник, и она (медицинская организация) обязуется произвести необходимое лечение и получить за это возмещение от фонда обязательного медицинского страхования, если лечение производится по полису ОМС. Настоящий вывод следует из изучения ст.ст. 9-20 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, дополнительно, при обращении к п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», можно обнаружить положение о том, что законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования.
То есть, гражданин, взаимодействует с медицинской организацией на основании договора оказания услуг, на которые вдобавок распространяются положения законодательства о защите прав потребителей. Данный договор заключается с медицинской организацией, но не с лечащим врачом, поэтому гражданин не может требовать исполнения договора от конкретного врача.
Часть 3 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет, что лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.
То есть, отказаться от лечения врач вправе, однако должен предупредить об этом руководителя медицинской организации или руководителя отделения, закон требования к форме данного отказа не предъявляет. Если отказ касается проведения процедуры искусственного прерывания беременности, в этом случае врач должен уведомить пациента письменно.
В заявлении на имя соответствующего должностного лица (руководителя) медицинской̆ организации об отказе от ведения конкретного пациента, нужно указать:
1) причины, по которым врач отказывается от ведения пациента (например, чрезмерная нагрузка, неадекватное поведение пациента и т.п.);
2) основания, позволяющие отказаться от ведения пациента (отсутствие у пациента вышеперечисленных заболеваний и состояний);
3) возможные негативные последствия ведения конкретным врачом конкретного пациента (например, снижение качества оказываемой̆ медицинской̆ помощи ввиду проблем, связанных с трудностями установления контакта с пациентом).
При составлении заявления необходимо детально указать причину отказа, подтверждая ее существующими доказательствами, а также подтвердить факт отсутствия необходимости в оказании пациенту экстренной помощи.
При этом, у соответствующего должностного лица (руководителя) медицинской̆ организации отсутствует обязанность удовлетворять подобного рода заявления, и соответственно вопрос о согласовании отказа в ведении пациента конкретным лечащим врачом находится в исключительной̆ компетенции должностного лица (руководителя) медицинской̆ организации.
Таким образом, для отказа необходимо также единовременное соблюдение трех важных условий:
· Отсутствие угрозы для жизни пациента и здоровья третьих лиц;
· Согласование отказа с соответствующим должностным лицом медицинской организации;
· Предоставление медицинской организацией другого врача пациенту.
Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.
Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 23 октября 2020 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.