В многоквартирном доме (далее – МКД) все должно быть сконструировано таким образом, чтобы обеспечить комфортное проживание и передвижение всех граждан, в том числе граждан с ограниченными способностями. К сожалению, на сегодняшний день о желаемом доступе к комфорту и удобству многие жители МКД с ограниченными способностями могут только мечтать: администрация и управляющие компании не всегда исполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Что же делать в таком случае? Ответ постараемся найти в нормах действующего законодательства и юридической практике.
Для начала стоит определить, можно ли установить пандус, который относится к общему имуществу собственников МКД, без согласия таких собственников?
Существуют разные точки зрения на этот счет, однако давайте обратимся непосредственно к нормам Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).
Согласно статье 36 ЖК РФ механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД. Именно собственники владеют, пользуются, а также распоряжаются таким имуществом. Поскольку в соответствии со статьей 44 ЖК РФ принятие решений о любом виде использования общего имущества собственников МКД относится к компетенции общего собрания, следует вывод, что установка пандуса возможна при наличии положительного решения со стороны собственников. Такое решение должно быть правомочным, то есть принятое с учетом предусмотренной законом процедуры, с соблюдением кворума, надлежащим образом оформленного протокола и т.д.
Однако ряд юристов, не обращая внимания на вышеназванные положения, ссылаются на статью 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома. Аналогичное положение закреплено в пункте 5.1 статьи 2 ЖК РФ.
Тогда возникает закономерный вопрос: на ком же лежит обязанность и как же все-таки инвалиду добиться реализации своего права на обеспечение условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД?
Рассмотрим несколько вариантов:
Вариант 1. Проведение общего собрания собственников МКД. Причем, как установлено в пункте 4.1 статьи 36 ЖК РФ, если приспособление общего имущества в МКД для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в МКД осуществляется без привлечения денежных средств собственников, оно допускается без решения общего собрания. Такое исключение было введено в 2017 году. Этот вариант является самым оптимальным, так как позволит на законном основании распорядиться общим имуществом МКД.
Предварительно до общего собрания управляющая организация (самостоятельно или при участии собственников) должна определить техническую возможность и целесообразность установки того или иного технического средства.
Вариант 2. Подача заявления в администрацию о признании жилья непригодным для проживания инвалида в порядке Постановления Правительства России от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». В таком случае созывается специальная комиссия, которая должна исследовать МКД, где проживает инвалид, и принять решение — устанавливать пандус, иное устройство или предоставить альтернативное жилье. Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в МКД с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. На практике, предоставление альтернативного жилого помещения происходит крайне редко, однако наличие положительного заключения может стать основанием для установки администрацией вспомогательного технического средства (например, пандуса).
Таким образом, если комиссия признает установку пандуса в МКД технически возможной и экономически целесообразной, его установят за счет бюджетных средств. В этом случае проводить собрание собственников не потребуется. Однако признание жилья непригодным для проживания инвалида – процедура сложная, долгая и не всегда заканчивающаяся успехом, поскольку у администрации может не быть финансовых средств для установки технической помощи инвалидам.
Вариант 3. Обращение в управляющую компанию или ТСЖ (также в отдел социальной защиты) с заявлением об установке пандуса, однако на такие заявки в большинстве случаев поступает отказ по той же причине, что и в предыдущем варианте – отсутствие денежных средств. Жилищное законодательство РФ возлагает на управляющие компании только обязанность по поддержанию уже установленного пандуса в нормальном состоянии, но не по его первоначальной установке. Однако, если собственники жилых помещений на общем собрании примут решение об установке пандуса за свой счет (не дожидаясь, пока этот пандус будет установлен органами местного самоуправления), они могут поручить такую обязанность управляющей организации.
Вариант 4. Обращение в объединения и организации, которые занимаются защитой прав инвалидов, например, Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области (http://sousnko.ru/). Членами Союза на сегодня являются 25 организаций, оказывающих помощь инвалидам в самых различных сферах.
Стоит помнить, что в многоквартирных домах запрещено устанавливать пандус самостоятельно: монтаж конструкции производится строго по техническим регламентам, ГОСТу и СНиП.
Таким образом, несмотря на своего рода противоречивое правовое регулирование в области обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, варианты разрешения ситуации есть, и как показывает практика, многие из них действительно работают. Необходимо лишь не останавливаться перед возникающими преградами и при недоступности одного из способов приложить все усилия для применения другого.
Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.
Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 03 декабря 2020 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.